«В России официально нет даже таких профессий, как мастер кузовного ремонта или системный администратор»

Разговор в студии Malina.am о новых стандартах профмастерства и о том, почему они не имеют никакого отношения к «поднятию престижа рабочих профессий».

Ольга Чебыкина: Сегодня будем говорить о кризисе кадров в промышленности. Промышленные гиганты Урала разуверились в системе общего профессионального образования и строят строят собственные университеты, как, например, УГМК и ЧТПЗ. Как изменить ситуацию, кажется, знает человек, который пришёл к нам в гости. Павел Черных уже в нашей студии. Павел, здравствуйте.

Павел Черных: Здравствуйте.

ОЧ: Движение WordSkills International существует более 50 лет. Россия присоединилась к нему только два года назад. Что-то произошло или это логичный процесс?

ПЧ: Глобальная цель движения WorldSkills — создание единых профессиональных стандартов. Когда профессионалы собираются и обсуждают рамки профессий — а в рамках конкурса профессионального мастерства это необходимость, — то, соответственно, создаются так называемые контуры профессий. То, что Россия вступила в движение именно в 2012 году, прежде всего, связано с появлением Агентства стратегических инициатив и указами президента о 800 профессиональных стандартах и 25 миллионах высокопроизводительных рабочих мест.

Наша страна проводит огромное количество конкурсов профмастерства. Я подсчитывал — у нас в год проходит около 2000 конкурсов профмастерства по всем регионам. Возникает вопрос пользы от этих конкурсов. Помимо вручения стеклянной вазочки или какой-то премии должен быть ещё какой-то эффект. Тем более что мы нацелились на такое техническое перевооружение, на индустриальную революцию в нашей стране, на развитие производства. И

Нужно понимать, что современные технологии к нам приходят большей частью из-за рубежа. К сожалению, наше машиностроение в этом очень сильно проигрывает. Наверное, нам надо как во времена Петра взять самое лучшее оттуда, прийти к единым стандартам с глобальным сообществом, а потом начать делать лучше.

ОЧ: Всё это хорошо ложится в парадигму государственной политики.

ПЧ: Здесь не только политика. Вот вы можете сказать, из какой страны компания Samsung?

ОЧ: Из Кореи.

ПЧ: У них один из головных офисов находится в Корее, а заводы есть и в России, и в Соединённых Штатах, и в Бразилии. Транснациональные компании — большие интересанты в конкурсах мастерства, потому что им нужна квалифицированная рабочая сила, и квалификация, знания, опыт и умения у работника на Тайване, в США, в Германии или в России не должны отличаться. Вот это большая задача.

Нужно видеть такой нюанс: это не слепое перетаскивание международных стандартов. Когда страна вступает в движение WorldSkills, от неё ждут, что она создаст собственные профессиональные сообщества, объединит людей внутри себя и не просто возьмёт стандарты из-за рубежа, а привнесёт туда свою специфику. В этом сила движения WorldSkills в мире: из 72 стран мира приходят лучшие практики, а из них вырастает современный, актуальный профессиональный стандарт.

ОЧ: Конечно, нельзя показывать блестящие результаты, только вступив в любую организацию. Первый раз мы заняли 41-е место. Буквально недавно завершился конкурс EuroSkills, и там мы были уже 11-е из 25. Это серьёзный прорыв.

ПЧ: Да, это у нас потрясающий результат, историческое событие: мы, впервые участвуя в соревнованиях, получили медаль за профессионализм. Это очень серьёзное достижение. Ни одна из стран никогда не выигрывала ни одной медали с первого раза, все обычно занимали последние места. Даже такие лидеры, как Финляндия, выиграли первую медаль только через восемь лет после вхождения в движение. И это обычная практика, потому что есть разница в стандартах, а не то, что ребята у нас глупые, или без рук, или что-то ещё.

ОЧ: Существуют же профессии, которых у нас просто нет.

ПЧ: Да, например, у нас официально не существует такой профессии, как мастер кузовного ремонта автомобиля. Или системный администратор — официально этой профессии нет, ей нигде не учат, на неё нет профстандартов.

ОЧ: Некоторые эксперты отмечали низкий уровень знания английского языка среди участников.

ПЧ: Вопрос не в том, что нужно досконально знать английский язык. Достаточно знать терминологию твоей профессии. Французы знают английский хуже нас, но они прекрасно знают терминологию. Согласитесь, сейчас в Екатеринбурге, в Тюмени, в Петропавловске-Камчатском — везде иностранные автомобили, иностранное оборудование, софт, обслуживание. Ты должен знать термины. Они зачастую входят в повседневный русский язык, и это нормальная история. Мировая промышленность, мировые технологии работают с английским языком, и знать основные термины обязательно.

Мы на самом деле больше баллов потеряли из-за культуры рабочего места и производственного процесса. Например, автомеханик должен снять колесо и поставить его в соответствующее положение, в соответствующие боксы. Потом, сделав ремонт, поставить шпильку на место. А как у нас делается даже в авторизованных сервисах? Снял колесо, бросил, что-то сделал, повесил — как повесил, никто не знает.

Вторая причина — это вообще наша национальная черта - ребята всё время откладывали на потом то, что нужно было делать сразу. А потом как-то кончалось время.

И только на третье место я бы поставил знание терминов на английском языке.

ОЧ: В Екатеринбурге пройдёт национальный чемпионат WorldSkills Russia. Что там будет происходить?

ПЧ: У нас раньше были национальные чемпионаты, но они большей частью касались профессионального образования. В них участвовали центры подготовки, колледжи, вузы. А этот чемпионат мы проводим именно для молодых рабочих. Мы выбрали тех, кто уже работает на предприятиях, обладает промышленной индустриальной профессией. Екатеринбург как промышленная столица России идеальная площадка для проведения этого соревнования.

ОЧ: Соглашение о проведении соревнований подписывалось на ИННОПРОМе, и в нём участвовало АСИ и Уралвагонзавод как принимающая сторона. А кто даёт деньги?

ПЧ: Основной спонсор — группа компаний «Ростехнологии». Они оказали весомую помощь, от них идёт основная поддержка. Вторая часть — небольшой пакет за участие, на расходные материалы. Это деньги, которые приходят от самих участников. Третья история — это бюджет WorldSkills Russia. И есть деньги, которые даёт регион, причём они все остаются в регионе. Мы получаем натурой, как говорится. Нам просто нужно обеспечить площадку. Мы не знаем, как арендуется «Екатеринбург-ЭКСПО», нам надо просто с такого-то по такое-то число иметь к площадке доступ и возможность провести там соревнования. Мы обеспечиваем станки, расходные материалы, задания, обеспечиваем судей — за это регион не платит.

Источник: http://malina.am/Series/worldskills_russia995342


2014

Views: 2291