WorldSkills Russia: возможности развития

Став членом международной организации WorldSkills International (WSI) и приняв участие в чемпионате мира, Россия получила целый ряд возможностей для развития профессионального образования в стране. Прежде всего, теперь можно ознакомиться с зарубежными стандартами по ключевым компетенциям и высокотехнологичному оборудованию.

09.10.2013

К мастерку зовите Русь

П.П. ЧЕРНЫХ, технический делегат WorldSkills International от Российской Федерации

Наши дивиденды

Став членом международной организации WorldSkills International (WSI) и приняв участие в чемпионате мира, Россия получила целый ряд возможностей для развития профессионального образования в стране. Прежде всего, теперь можно ознакомиться с зарубежными стандартами по ключевым компетенциям и высокотехнологичному оборудованию. При этом стоит отметить, что профессиональные компетенции WSI, как правило, объединяют несколько профессий в России. Со вступлением в WorldSkills стране предоставлен доступ к единой коммуникационной площадке экспертов 65 государств-участников WSI по каждой из компетенций, открылась возможность связи с институтами профобразования во всем мире. Обучение экспертов (мастеров) стандартам WSI, оценка качества квалификационных характеристик, изучение требований к квалификационным характеристикам и направлений по корректировке образовательных программ ныне происходят на международном уровне.

В свою очередь, и учебные заведения России получили определенные дивиденды от участия в этом движении: оно способствует повышению статуса рабочих профессий, включаются эффективные профориентационные механизмы. Кроме того, теперь можно получить профессиональные стандарты по ключевым компетенциям и рекомендации по оборудованию в соответствии с международными требованиями, строить индивидуальные образовательные программы по стандартам WSI.

Международное движение способствует установлению более тесных связей с целым рядом бизнес-партнеров, среди которых «Festool», НАКС, «Линкольн Электрик» и многие другие. Участники конкурса рабочих профессий вправе стажироваться на базе учебных центров WSI и обретать опыт, участвуя вне конкурса в национальных чемпионатах стран – лидеров движения.

Таким образом, эффективность сотрудничества WorldSkills International и WorldSkills Russia строится на основе системного взаимодействия различных институтов профессионального образования (см. рис. 1).

Рисунок 1. Сотрудничество WorldSkills International и WorldSkills Russia.

Что ещё дало стране участие в «высшей лиге»?

Недочеты стратегической и тактической подготовки участников, несомненно, будут учтены при подготовке национальной сборной к чемпионату Европы в 2014 году и чемпионату мира в 2015 году. Сейчас активно разрабатываются рекомендации по изменению образовательных программ подготовки рабочих кадров на базе полученного опыта. Вне сомнения, необходимо внести корректировку в соответствии с международными требованиями к составу и качеству квалификационных характеристик выпускников, уровню образовательных технологий и оборудованию. Нужна полная реорганизация системы подготовки профессиональных кадров, чтобы качество специалистов соответствовало международному рангу.

Тогда считать мы стали раны...

Обобщая итоги деятельности движения WorldSkills в стране с мая 2012 года, целесообразно отметить основные пробелы в системе профессионального образования.

Миссия профобразования обществу не ясна, и это находит отражение в чрезвычайно низком на сегодня рейтинге среднего профессионального образования. Образ «неумытого пэтэушника» является наиболее распространённой историей, используемой родителями при выборе образовательного пути для собственных детей в пользу высшего образования.

Позиция директорского корпуса учреждений профобразования (УПО) характеризуется администрированием вверенных им ресурсов, а не развитием учреждения и системы в целом. Как следствие – недопустимо низкое количество инициатив и предложений системного уровня, хроническое иждивенчество в работе с ресурсами.

Отсутствует технология «утилизации неликвидных активов», поскольку не разработаны регламенты работы с высвобождаемыми имущественными активами.

В УПО нет системы постоянного обновления высокотехнологичного производственного оборудования. Каждые два-три года оборудование модернизируется, появляются новые образцы, оснастка, материалы. Все это требует не только замены оборудования, но и обучения персонала, модернизации образовательных программ, покупки новой оснастки и расходных материалов.

Там, где есть современное оборудование, оно либо неэффективно используется, либо применяется преимущественно для извлечения прибыли. Высокие технологии требуют больших издержек, дорогостоящих расходных материалов, существуют значительные риски при эксплуатации оборудования, возникают серьезные затраты на повышение квалификации персонала. Всё это в целом тормозит учебно-производственный процесс. В среде директоров преобладает мнение, что при появлении высокотехнологичного оборудования ссуз тут же начнет готовить высокопрофессиональные кадры для индустриальной экономики, а на деле происходит обратная ситуация, когда повление такого оборудования «прогибает» финансовую устойчивость УПО, поскольку не налажена инфраструктура его обслуживания.

В рамках реализации государственно-частного партнерства отсутствует утвержденный руководством регионов механизм регулирования рисков при передаче оборудования от бизнеса образовательным учреждениям без передачи права собственности. Проверяющие и фискальные органы региональной власти по своему собственному усмотрению трактуют факты прямого участия бизнес-партнеров в образовательном процессе учреждений профобразования.

Итоговые квалификационные комиссии на выпускных экзаменах состоят из специалистов, которые готовили учащихся. Представители бизнес-сообществ представлены на экзаменах единичными фигурами и не несут ответственности за контроль качества компетенций выпускников. В ситуации, когда экзамены принимают заинтересованные в положительных показателях педагоги, всегда обеспечиваются завышенные показатели.

Отсутствуют технологии доведения образовательных программ, квалификации специалистов, оборудования до международного уровня.

Крайне низки качество работы и производительность труда как выпускников УПО, так и обучающих их специалистов.

Говоря конкретно

«Дорожная карта» движения WSR

Развивать движение необходимо по следующим направлениям:
• Формирование профессиональных сообществ, способных к структурной трансформации профессиональных институтов на территории России.
• Подготовка и тренировка участников национальной сборной, организация зарубежной стажировки, а также внеконкурсное тренировочное участие в национальных первенствах других стран.
• Обучение национальных экспертов стандартам WSI.
• Привлечение к участию в движении и осуществлению профессионального образования крупных отечественных бизнес-партнеров.
• Разработка и рекомендация изменений профильных образовательных программ.
• Организация конкурсов профмастерства регионального, межрегионального, национального уровней, а также евразийского региона, Северного Кавказа и стран Балтии.
• Проведение в России мероприятий WSI: собраний Совета директоров WSI, профильных круглых столов глобальных индустриальных партнеров WSI.

Уровень знаний, умений и навыков участников необходимо поднимать по всем линейкам высокотехнологического оборудования: по сварке, кузовному ремонту, автопокраске, работе столяра, автомеханика, каменотеса. Налицо недостаточный уровень владения ручным инструментом и отсутствие в профессиональном сознании необходимости иметь собственный инструмент. Инструменты, предоставленные учебным заведением, были низкого качества, у соревнующихся не было спецодежды, соответствующей требованиям техники безопасности и современным стандартам. Централизованная экипировка участников сборной невозможна, поскольку и инструменты, и рабочая одежда должны быть знакомы и удобны конкурсанту.

Профессиональный уровень владения компетенциями не соответствует мировым требованиям. Например, по сварке не хватает знаний о работе с алюминием и нержавеющей сталью. При кузовном ремонте и автомеханике участники владели только некоторым ручным инструментом, демонстрируя отсутствие навыков работы со всем диагностическим, электронным и специализированным сварочным оборудованием. Каменщик не смог выполнить разметку арки и вместо положенных 25 кирпичей уложил 26. Кстати, на национальном чемпионате в Тольятти пришлось упростить задание, убрав из него кладку арки, поскольку из 15 участников 13 никогда не выполняли эту работу.

Скорость выполнения конкурсных заданий была невысокой, ко всему прочему участники продемонстрировали низкую психологическую устойчивость во время соревнований, учитывая поток зрителей, строгое жюри, агрессивных представителей «родных» образовательных учреждений, дефицит времени, сложность задания. Как следствие, воля и дух были подавлены, а сами конкурсанты сошлись во мнении, что происходящее на чемпионате – скорее лишь «мечта о выбранной профессии», и стали понимать, насколько действительность в их учебных заведениях далека от мирового уровня.

Подножку подставило и стопроцентное незнание английского языка, поэтому многие детали конкурсных заданий оказались упущенными. Исключением стал лишь участник по IT-сетевому и системному администрированию, свободно владевший языком.

Сказалось во время состязаний и отсутствие практических навыков применения современных компьютерных технологий в работе, неумение читать электронные руководства, пользоваться передовым диагностическим оборудованием. Время, отведенное на общение между экспертом и участником, использовалось неэффективно, поскольку в структуре действий участников навык организации профессиональной коммуникации отсутствует. То есть мастер преподает, а участник слушает, но корректировку своих действий не производит. Участники мало реагировали на рекомендации экспертов, упуская качество работы, баллы и время.

Скорость профессионального мышления конкурсантов невелика: при изменении чертежа на 30 процентов у участников возникали проблемы с их чтением и выполнением конкурсного задания. Все изменения проговаривались с экспертом, но после коммуникации участники продолжали тратить время на изучение чертежей, теряя драгоценное время.

Многие актуальные профессии в системе профобразования России отсутствуют или представлены фрагментарно: мастер кузовного ремонта, специалист по изготовлению архитектурного камня (каменотес), мастер по окраске автомобиля, автомеханик (в том виде, в котором он представлен в международной практике).

Крайне ограничены знания мастеров и педагогов системы СПО о передовых международных стандартах и наработках, о технологиях организации обучения, оценке качества профобразования, критериях организации и оценки профессиональных компетенций учащихся.

В образовательных программах учебных заведений отсутствуют квалификационные требования, соответствующие мировым. По всем компетенциям сложность задания превышает требования образовательных стандартов РФ. Оснащение конкурсных мест чемпионата мира принципиально отличается от существующего оснащения мастерских и лабораторий учебных заведений в России. Некоторые учебные заведения и региональные власти не смогли найти средства на необходимое оборудование и инструменты для своих участников – членов национальной сборной.

В образовательных программах нет модуля по прикладному использованию современных компьютерных диагностических комплексов (автомобильные компетенции, мехатроника). Учебно-методическое обеспечение профессий в колледжах не соответствует мировому уровню развития профессий, особенно по автокомпетенциям, в том числе по электронным системам.

Почти полностью отсутствуют в России профессиональные стандарты. Учебные программы строятся на основе ФГОС и базируются на профстандартах, разрабатываемых работодателями. ФГОСы в России уже третьего поколения, вместе с тем профстандартов крайне недостает. Необходимо отметить, что техническое описание WSI каждой из компетенций с содержащимися в нем квалификационными требованиями к участнику являются профессиональными стандартами на высоком международном уровне.

Горизонты

Вместе с тем, уже сегодня системе СПО предстоит развитие с учётом базовых тенденций, характерных для современного общества. Очевидно, что определение принципов и содержания долгосрочных перспектив развития профобразования России должно основываться, в первую очередь, на учете происходящих в обществе фундаментальных процессов и текущей социально-экономической ситуации. Именно этими двумя факторами должно определяться содержание будущего профессионального образования.

К базовым процессам необходимо отнести:

Во всем мире понимается ключевая важность для экономики страны высокопрофессиональных кадров, ранняя профессиональная ориентация, престиж рабочих профессий. Именно поэтому лидеры стран встречаются с национальными сборными (Ангела Меркель, Франсуа Оланд). В России такую встречу «без галстука» провел министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов.

В условиях дефицита мотивирующих факторов к реанимации отечественного профобразования, WSI, по сути, является одним из немногих эффективных средств, соразмерных масштабам России, для реабилитации статуса профессиональных компетенций (рабочих профессий) в глазах общественности и организации профессиональной подготовки кадров, соответствующих мировым стандартам по уровню квалификации, качеству труда и владению передовыми профессиональными технологиями.

Источник


Фотографии


2013

Views: 5109